Трагические события в истории Казахстана XX века: взгляд создателей фильма «Каныш»

Трагические события в истории Казахстана XX века: взгляд создателей фильма «Каныш»
В широкий прокат вышел очередной фильм Ерлана Нурмухамбета, рассказывающий о жизни легендарного Каныша Сатпаева. Он получил известность как талантливый геолог, а перед зрителями предстанет причудливое переплетение его личной борьбы с советским режимом и голодомором. Авторам проекта удалось затронуть тяжелые и болезненные для общества темы.

Многогранность личности Сатпаева

Содатели фильма изначально понимали, что жизнь их главного героя многогранна и была насыщена множеством различных событий. С учетом подобной особенности они решили сконцентрировать основные внимание на более узком историческом периоде, ограничившись временными рамками c1926 по 1932 год. Ученому удалось выявить месторождение медных руд, сконцентрированных на территории Жезказгана. Геолог надеялся получить от СССР согласие на финансирование проекта, чтобы провести тщательное исследование конкретной местности.
Советская власть выразила категорический отказ, поэтому дополнительных поступлений в регион не поступило. Сюжет рассказывает о противостоянии двух сторон, благодаря твердости характера Сатпаева был полон решительности стучаться в кабинеты высокопоставленных чиновников. Он отчаянно желал доказать правоту собственного мнения и мечтал добиться улучшения качества жизни в стране. Он боролся за выделение оборудования и станков, строительстве железной дороги и водохранилища.

Картина о непростом историческом периоде

Фильм «Каныш» позволяет узнать факты из биографии известного человека. Параллельно раскрывается характер отношений, которые существовали между двумя странами в конце 20-х годов прошлого века. События запомнились отбором скота у потомственных кочевников, также страшным голодомором. Они оказали значительное влияние на личность Сатпаева и людей из его ближайшего окружения.
При просмотре картины можно почувствовать невероятное напряжение, когда ученый чувствовал ответственность за спасение чужих детей от голода и смерти. Сцены вывоза несовершеннолетних за пределы поселка трагичным образом переплетается с личной трагедией ученого, связанной с потерей родного сына. У него не было возможности помочь собственному ребенку, но он готов бороться до конца за благополучие представителей молодого поколения казахстанцев. В финальных сценах делается особый акцент, когда зрители узнают о судьбе каждого из выживших малышей.

Фактор неожиданности

Акцент на голодоморе может стать для зрителей неожиданностью, но в обществе остро чувствуется потребность в таких картинах. Одной из последних подобных работ стал фильм «Каш» от Айсултана Сеитова. Сложно оставаться равнодушным, когда смотришь на худых и обессиленных голодом людей. Эффект усиливается при просмотре документальных кадров тех лет, которые заставляют зрителей испытать настоящий ужас. Финальную точку в истории о голодоморе ставят цифры статистики, которые выступают печальным напоминанием о количестве умерших людей в «голощекинскую» эпоху.
Реалии 30-х годов гармонично переплетаются с художественными приемами и настоящим временем. Биографический фильм о Каныше Сатпаеве нельзя назвать идеальным, но предъявлять претензии совершенно не хочется. Через картину ведется непростой разговор о травмах национального характера, а работать над ними обществу предстоит еще многие годы. «Каш», «Дос-Мукасан» и «Каныш» позволяют сделать реальные шаги в данном направлении, способствуя формированию нового кинематографа.

Интересное

^ Наверх