Фильм о Кобызе - один из инструментов казахского фольклора

Фильм о Кобызе - один из инструментов казахского фольклора
Недавно подошли к концу съемки документального фильма киностудии «Казахфильм» имени Шакена Айманова, рабочее название которого «Хранитель». В съёмках фильма принял участие Государственный центр поддержки национального кино по заказу Министерства культуры и спорты Казахстана.

Фильм в документальном жанре покажет историю создания Кобыза от лица популярного музыканта Саяна Акмолдаева, владеющего одновременно навыками игры на домре и кобызе. Начал преподавания в 2000-х годах в республиканской казахской специализированной музыкальной школы-интернате для одаренных детей имени А.Жубанова.

Режиссером картины выступила Алёна Разметалиев, которая является во совместительству сценаристом. Она сообщила о том, что будущий фильм отличается от остальных картин, в первую очередь, выбором главного героя. Саян талантливый музыкант и в прошлом звукооператор, в библиотеке которого можно найти множество сборников кюев и песен собственного сочинения. Поэтому помимо преподавательской деятельности, он делает вклад в отечественную творческую историю. Его действительно можно назвать настоящим хранителем древних звуков и знаний, которые передаются из уст в уста на протяжении нескольких десятков веков.

Действие происходит в Великой степи, зоне, через которую уже долгие годы проходили миграционные пути. Сложность этногенеза состояла как раз в том, что территория была транзитной и находилась в самом центре материка. Помимо той самой проходимости, благодаря которой усиливалась интенсивность развития этнических процессов, нельзя исключать также преемственность поколений. Такой глубокой мыслю поделился режиссёр фильма.

Как сообщают создатели фильма, главный смысл картины состоит в том, что «Хранитель» действительно связан с творчеством и целью главного героя Саяна Акмолдаева. Он старается всеми способами сохранить меняющиеся и искажающиеся в процессе глобализации музыкальные традиции, чтобы в будущем передать их следующему поколению. Причём таких целей придерживаются нынешние юноши и старики.

Основная мысль состоит в том, что игра на кобызе подвластна не каждому человеку. Уже давно ходили поверья о том, что у инструмента есть магические способности и играющие на нем музыканты частенько видят видения. Но главного героя стараются показать не только как музыканта, но ещё и как архивиста и реставратора старых аудиозаписей.

Интересный является эпизод, связанный с кинохроникой 30-х годов. Во время просмотра кинохроники, главный герой определяет баксы запечатленного на старой записи без звука и определил он это по стилю игры Кобизиста.

Для съёмок было выбрано несколько локаций, основными была Казахская средняя специализированная музыкальная школа-интернат для одаренных детей им. А.Жубанова и Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписи. Так как Акмолда не только преподавал, но и занимался научно-исследовательской деятельностью, съемки проходили в естественной для него среде.

Фильм «Хранитель» оказался дебютом режиссера Алёны Разметалиевой в жанре документального кино. Но в какой-то степени для неё эта тематика оказалась близка, ведь в прошлом она достаточно много времени посвятила музыке. Помимо съёмочного процесса, ей вновь удалось погрузиться в мир фольклора и музыкантов.

Интересное

^ Наверх