Несмотря на то что фильмы и телешоу зачастую стремятся воспроизводить реальность, их основная цель – не показать правду, а лишь прокомментировать её. Они могут строиться на реальных событиях, но всё же формируют представления о действительности и месте человека в обществе. Такие произведения искусства могут влиять на то, как мы воспринимаем взаимодействие с окружающими.
Вот 10 основных заблуждений о социуме, которые Голливуд активно нам демонстрирует в своих кинолентах.
Согласно мнению Денниса Ротермеля, профессора философии на пенсии, военные фильмы могут быть правдивыми только в том случае, если они демонстрируют невольное причинение насилия, глубокий ужас и ужасные реалии, которые становятся нормой.
Тем не менее, в Голливуде все же встречаются фильмы, изображающие войну с высокой степенью реалистичности, как например, «Взвод», «Тонкая красная линия», «Письма с Иводзимы» и другие.
Фабрика мечты в Америке, похоже, не знает, что такое «экономический кризис». Персонажи в фильмах и шоу обычно могут позволить себе путешествия в любое время, даже если работают на должностях с низким доходом.
Рассмотрим, например, культовый сериал «Друзья». Его персонажи бездельничают большую часть дня, при этом у них есть возможность снимать квартиры в дорогом районе Нью-Йорка, который считается одним из самых дорогих мест для жизни.
Если бы квартира Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе» имела реальное существование, её стоимость, по оценкам экспертов, составила бы около 3500 долларов в месяц.
Хотя «Друзья» и «Секс в большом городе» – это ТВ-шоу, на большом экране также много персонажей, обладающих необъяснимо большими состояниями.
Хотя киноиндустрия постепенно уходит от стереотипа «женщина в беде» к сильным и независимым женщинам, мужчины-герои все еще завершают свои истории с девушками в конце фильма. Это один из наиболее устойчивых и часто встречающихся штампов золота.
Не имеет значения, что у героя и его избранницы были всего лишь несколько коротких встреч и они не имеют общих интересов – в финале победитель все равно должен получить свой приз.
В жизни же, скорее всего, такие персонажи просто остались бы друзьями и встречались бы редко из-за работы и личной жизни.
Во многих голливудских картинах главные герои часто остаются без одного или даже обоих родителей. Это часто используется как оправдание для их необдуманных и импульсивных действий.
Такой подход создает ложный стереотип о том, что все их проблемы связаны с отсутствием родительской любви и наставления.
В фильмах молодежные вечеринки часто представлены как яркие и веселые события. Если же там происходят неприятности, они лишь служат «двигателем сюжета», чтобы глубже раскрыть персонажей или мотивировать их к действиям.
На самом деле, многие вечеринки представляют собой скучное собрание усталых людей, которые чуть-чуть общаются, выпивают, а потом расходятся по домам.
Этот общественный стереотип – не изобретение лишь кино, но активно поддерживается им. Его корни уходят к теории итальянского психиатра Чезаре Ломброзо, которого часто называют «отцом криминальной антропологии». По его мнению, преступники обладают определенными внешними чертами.
По теории Ломброзо, «рожденные преступники» имеют неправильные формы черепа, узкие лбы, асимметричные черты лица и хорошо развитые челюсти.
Хотя кино использует внешность, чтобы показать, кто является хорошим или плохим персонажем, в реальной жизни все может быть наоборот. Человек, выглядящий привлекательно, может оказаться совсем не тем, за кого себя выдает, а внешность не всегда может стать показателем внутренней сущности.
Также существует и противоположный стереотип: как определить женщину-злодейку в комнате? Это просто – она будет самой эффектной и привлекательной в компании.
На экране гибель злодея практически всегда восстанавливает порядок в мире. При этом сюжеты обходят вниманием тот факт, что проблемы, созданные злодеем, в реальности никуда не пропадают.
Например, разве убийство Волан-де-Морта действительно решает проблемы предвзятости к «грязнокровкам» среди чистокровных волшебников? Или падение Саурона мгновенно сделает всех его сторонников добрыми?
На практике даже устранение главарей террористических групп не приводит к исчезновению всей организации. Так что расправа со злодеем – это лишь первый шаг, но явно недостаточно для полного разрешения ситуации.
Настоящие гении достигают потрясающих результатов в своей области. Но разве вы пойдете к лауреату Нобелевской премии по литературе, чтобы его попросить починить ваш автомобиль?
Так почему в кино нам показывают таких гениев, как доктор Грегори Хаус, который не только замечательный врач, но и владеет несколькими языками и отлично играет на пианино? Или взять Рида Ричардса из «Фантастической четверки», который оказывается в нескольких областях одновременно гением? В жизни это так не работает без явных исключений.
Киношные герои, похоже, не слишком заботятся о рабочем времени, которое тратит среднестатистический сотрудник в реальности. У них длинные обеды, и никто не задерживается на работе. Совершенно нормально просить коллегу «покрыть» их перед боссом. Заметили ли вы, что зачастую не так охотно соглашаетесь выполнить чью-то работу, пока этот человек решает свои личные дела?
В современном офисе или на производстве часто приходится перерабатывать и соблюдать дедлайны, что оставляет этому персонажу немного времени для романтики, распутывания тайн или спасения мира.
Идея о примирении с бывшими врагами часто используется в голливудских историях и стала одним из популярных киношных штампов. Яркий пример – персонаж Хан из серии фильмов «Форсаж». Он был одним из ключевых героев, в то время как Деккард Шоу, сыгранный Джейсон Стэтхэмом, убил его.
Тем не менее, идея о вынужденном объединении Шоу с командой Доминика Торетто в восьмой части привела зрителей в восторг. Их взаимодействие с Хоббсом (Дуэйн Джонсон) стало настолько захватывающим, что даже получило собственный фильм.
Но вот в чем дело: Шоу убил дружка главного героя, взорвал его дом и едва не сделал беду его семье в «Форсаже 7». Но как только он помогает команде, все его злые дела почему-то забываются.