Фильм «Межсезонье»: печальная история о жизни псковских подростков, которая превратилась в страшную сказку
В кинотеатрах начался показ фильма о подростках, которые ради любви и стремления к свободе бросили вызов обществу взрослых, под авторством Александра Ханта. Вдохновение для сюжета автор черпал из реальной истории, произошедшей в Пскове в 2016 году. Режиссер балансирует на грани. С одной стороны это социальная драма, с другой гротескная условность.
Герои не облают особыми качествами. Это обычные подростки, которые взрослея, пытаются найти свой путь в жизни, обрести счастье. Саша собирается совершить собственную революцию в личной жизни, Даня пытается научиться отказывать чрезмерно заботливой и опекающей матери, которая слишком сильно контролирует сына. Им нужно только счастье, но и этой возможности их лишают.Саша и Даня на масштабной вечеринке подростков.
Веселье в разгаре, когда заявляются обеспокоенные родители девочки-подростка. Поздний час на дворе, а дочери все еще нет. Мама не находит себе места, а потому и отчиму, работающему в полиции, нет покоя. Мужчина мог уже давно видеть десятый сон, а ему приходится разъезжать по городу в поисках непутевого ребенка. У Саши были большие планы на эту вечеринку. Она должна лишиться девственности. И родители успели к тому моменту, как подростки только уединились. Реакция взрослых на происходящее была слишком бурной.
Подростков ждет домашний арест и усиленный надзор родителей. Нежелание подчиняться, и обида берут свое. Саша и Даня решают сбежать, чтобы обрести долгожданную свободу. Довольно быстро ситуация меняется. И вот уже они совершают преступление, что запускает трагических исход событий.
«Межсезонье» с первых кадров задает тон тому, что будет происходить на экране, еще до знакомства с историей Саши и Дани становится ясно, что фильм о взаимоотношении подростков, нового поколения со взрослым миром, где родители давно забыли о том, что тоже были молодыми и бунтовали против существующих правил и системы.
Чтобы создать нужную атмосферу, режиссер в начале фильма вставляет документальные интервью с подростками. Откровенные высказывания об отношениях с родителями, рассуждения о саморазрушении, конфликтах, несправедливости, заставляет зрителя принять ту гротескную условность, в которой будет идти дальнейшее повествование.
Александр Хант не склонен к критическому реализму. Он намеренно отстраняется от документального взгляда на происходящие события. Это ощущение усиливается с помощью мастерства специалистов художественно-постановочного цеха. В фильме намеренно укрупняются все признаки абсурдности российского быта: все еще на полках сохранился советский хрусталь, стены оклеены обоями с крупными цветами, которые перекликаются с узором на постельном белье. Мама красит волосы хной. Но в детской комнате уже прослеживается бунт, нежелание принадлежать этому жестокому и лживому миру взрослых.
Режиссер не стремится критиковать реальность. А лишь пытается показать, как губится юность, ее порывы. Автор намеренно уходит от стремления быть документалистом и репортером современной жизни. Поэтому картина была снята на пленку, за предоставление которой в титрах режиссер благодарит Валерия Тодоровского.
Автор переносит сюжет побега подростков в Екатеринбург. Это брутальный мир, где и разворачивается подростковая драма. Как будто атмосфера города создана для того, чтобы здесь произошла трагедия. Иного пути развития событий просто не существует. Родители у автора не звери, издевающиеся над своими чадами. Наоборот, они чрезмерно заботливы, слишком активно проявляют свою любовь, поэтому кажется, что они их душат, не дает вдохнуть свободно. Это боязливые взрослые, которые стремятся дать детям лучшую жизнь, а потому достают их наставлениями. Активное навязывание взгляда на то, как нужно жить правильно, и приводит к трагедии.
Хант оставляет явные подсказки для зрителей о том, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на страх. Отчасти виновником трагичной судьбы подростков, не только героев, режиссер назначает и государство. Отчим девочки — оперативник. Он не видит иного пути, как решить вопрос путем насилия и угроз. Это только усугубляет ситуацию, приводит к эскалации конфликта. Он игнорирует мнение остальных, не прислушивается к словам мам обоих беглецов. Ему нужно как можно быстрее решить вопрос, избавиться от проблемы и он будет использовать любые методы для достижения цели.
Особая роль в фильме отдана музыке. Саундтрек отражает настроение героев, общества, помогает создавать нужное настроение, понять происходящее. И это те исполнители, которые нравятся людям, пожертвовавшим деньги на создание фильма через краутфандинговые платформы.
Режиссер не стремится делать какие-либо выводы. Он лишь пытается проверить общественную реакцию. Фильм с развитием сюжета все больше перевоплощается в старую сказку, где царевич и царевна убегают не от полиции, родителей, а злобных монстров, встреча с которыми обязательно закончится трагически. Это кощей Бессмертный и Змей Горыныч, которые не остановятся ни перед чем, с ними не возможно договориться. Только чудо сможет помочь, но его не бывает в реальности.