«Зима в рехабе»: истории о слабостях человека и невероятной силе
В прокате появился документальный фильм под названием «Зима в рехабе» от Каната Бейсекеева. Имя режиссера можно назвать брендовым, и он давно приобрел собственную аудиторию. С каждым появлением новой картины она только увеличивается, а показ первого театрального релиза можно считать важным событием. Предшествующие работы можно было посмотреть только на площадке YouTube, а отечественная документалистика достаточно редко показывается на кинотеатрах.
Прокат киноленты пока ограничивается столицей и Алматы, но продюсером Кайратом Нурмугамбетовым уже упоминалось о возможности расширения. Создатель фильма отличается творческой продуктивностью, а на протяжении последних лет на канале появилось около 100 различных историй. Режиссер имеет в наличии большое количество уже отснятого материала, и он лишь ожидает своей очереди на проведение монтажа.
Творчество Каны охватывает множество культурных реалий и социальных реалий, которые продолжают оставаться актуальными. Он рассказывает о жизни обычных казахстанцев за границей и напоминает о проблемах насилия в кругу семьи. Поклонники обожают его неподражаемый стиль, который позволяет появляться живому и истинному общению. Он глубоко опускается в тему и добирается до самой сердцевины. Для него характерны экспрессивные зарисовки, честное беседы и высказывание личного мнения. Автор нередко обращается к зрителю, чтобы попросить его есть самостоятельно сделать выводы. Ему удается показывать ситуацию с разных ракурсов и видеть правдивую сущность людей.
Фильм «Зима в рехабе» можно назвать квинтэссенцией стиля режиссера, который попытался снять честное кино о синтетических наркотиках. Он был искренне поражен, что их распространение приобретает характер неконтролируемой эпидемии.
Главными персонажами фильма стали люди с различными судьбами и характерами. Они столкнулись с бедой в различном возрасте, но нашли силы обратиться за помощью и приступить к программе лечения. Центр реабилитации для людей с зависимостями «Асар» находится под Павлодаром в небольшом поселке Мичурино. Пациенты приезжают из разных мест страны, а некоторые побывали здесь уже не один раз.
Режиссер рассказывает об ежедневных буднях героев, каждый из которых рассказывает собственную историю. Процесс лечения предполагает трудовую и танцевальную терапию, проведение общих собраний и принятие пищи за одним столом. Ребята получают удовольствие от прослушивания музыки и любят пошутить. Иногда их буквально прорывает, когда душевная боль заставляет рассказывать. Некоторые ведут беседу сдержанно и приглушенно, а другие выражают бурные эмоции и переживания. Каждый случай можно назвать страшным примером трагедии, так как подобная зависимость неизбежно калечит человеческие жизни.
Среды пациентов есть подростки, зрелые женщины и представители сильного пола и каждый находится в поиске собственного пути к независимости. Некоторые пытались сбежать от безрадостной и серой жизни, а другие искали отдушину из-за нелюбимого дома или работы. Многие просто пробовали ради получения новых эмоций или «за компанию». Неизбежно появлялась психологическая и физическая зависимость, а в процессе лечения у многих наблюдались срывы.
Логическим последствием приобретенной зависимости становился алкоголизм и потеря связи с родными. Люди нередко превращались в маргиналов, которых категорически отвергает современное общество. Они не могли найти работу и вернуться к полноценной жизни, а ситуация усугублялась депрессией и отчаянием. Поражает невероятная честность рассказчиков, которые не пытаются найти себе оправдание и прекрасно осознают степень трагедии. Они честно признают ошибки, но продолжают бороться с зависимостью и верить в лучшее будущее.
Бейсекеев выступил в качестве оператора-постановщика и монтажера. Он снимал героев в своей фирменной стилистике, то есть с близкого расстояния. Камера постоянно находится в движении и следует за рассказчиками. Она обтекает их с различных сторон, смотря на них в профиль, сбоку и даже снизу. В результате зритель получает уникальную возможность полностью погрузиться в пространство, что заставляет сочувствовать, переживать и сосуществовать.
Имена героев фильма указаны в титрах, а фамилии остались тайной. Сотрудники реабилитационного центра рассказали, что своих пациентов тоже называют исключительно по именам. Подобный прием позволяет добиваться раскрепощения и освобождения, оставляя природную сущность.
Создателям картины рассказать о главных героях человечно и объемно. Они открыто демонстрируют сочувствие и не пытаются осуждать. При этом нет попыток найти оправдания, а для рассказа характерна честность и отсутствие прикрас. Автор признает важность человеческой жизни, а картина завершается весьма символичной и пронзительной сценой. Бейсекеев посылает мощный гуманистический посыл, а финальная сцена вызывает сильный катарсис. Подобное кино необходимо зрителям, поэтому сходить на фильм просто необходимо.